Проект "IRAQ 104F". Алешковские пески. Херсон. 2011 год.

Длительное ожидание подошло к своему завершению. На часах двадцать два сорок пять, собранный баул, «чарлик» и чехол с винтовкой уже стоят у дверей квартиры. Прощание с женой, поцелуй и в добрый путь.
В четверть двенадцатого уже на точке сбора. Именно здесь будет собираться часть контингента, направляемого в Ирак. Ожидание, встречи, рукопожатия, шутки…стандартное общение. Традиционное пиво перед выездом, погрузка, фото перед отправкой. Даже после погрузки вещей на борт транспорта все еще продолжается общение.

В начале первого ночи транспорт закрыл двери и выехал в ночь…

Раннее утро.
25 июня 2011 года.
Провинция Херсон кэмп Дезерт.

После утомительного длительного пути наш автобус подъехал к пропускному пункту Кэмп Дезерта. Полосатый шлагбаум, знак «СТОП», приветливый охранник в пятнистой униформе и кепи. Кэмп Дезерт встретил сонной тишиной. Яркое жаркое солнце, песок вперемешку с глиной, легкий ветерок, огромный плакат на щите, вот все, что первое бросилось в глаза. Наш автобус припарковался рядом с джипом донецких ребят из команды «Смерш». За полчаса прибывшие разгрузили борт и стали ждать. Кто-то решил позавтракать, кто-то откупорил припасенную из дома бутылочку пива, кто-то просто уселся рядом с вещами. Потянулись минуты ожидания переброски на ФОБ Дакота.

Не прошло и получаса, как вдали показался знакомый силуэт ГАЗ66. Машина, вздымая клубы пили и песка, подрулила к нам. Развернулась, подставляя корму для погрузки. Водитель, один из организаторов игры, окинул взглядом количество прибывших и велел представителям НАТО грузится. Закинув баулы, рюкзаки и сумки, двенадцать рыл разместилось в «кунге». Транспорт все стоял, водитель утрясал вопросы с другими организаторами по радиостанции.

Затем нам сказали выходить. Вещи остались в машине. Как сказал Белый (водитель ГАЗ66), организаторы приняли решение проводить регистрацию и выдачу ID здесь, на Кэмп Дезерте. Пришлось ждать. Сидеть в душном «кунге» не хотелось. Решил пройтись, осмотреться, пообщаться с теми, кто как и я ждал прибытия организаторов с полигона.
Водитель нашего транспорта, доставивший нас сюда, предложил съездить в ближайший магазин. Идея была воспринята на ура. Сформировали заказ, основным пунтом которого было пиво. Все прекрасно понимали, пока мы еще тут, в Кэмп Дезерте, есть шанс попить холодненького пива. Там, в песках, этого не будет. Водитель уехал за покупками, а мы продолжили созерцание окрестностей. Солнце заставляло искать укрытия. Кое-кто устроился в тени кустов. Часть приехавших осматривала Кэмп, плакаты, мотиваторы. Некоторые дремали.
Практически одновременно, с разницей минут в десять приехали и организаторы и наш гонец за пивом. Сперва регистрация: пошел показал копии платежных документов, получил ID, пообщался с Валентином (еще один из организаторов, благо наше общение было не впервой, уже не раз созванивались). Потом пошел взять свою часть заказа, а именно: шесть бутылочек холодного светлого пива. Зачем столько? Да не себе же. Там, в песках, двое наших сокомандников уже неделю строят, копают, жарятся под палящим солнцем. Вот, будет им приятное.
Появился Белый, пообщался с Валентином. Снова все погрузились в «кунг», еще несколько томительных минут и машина направилась в пески. Поездка была не долгой, но штормило прилично. Борт огибал высокие наносы песка, объезжал какие-то участки, следуя выбранному маршруту. Ехали минут десять, может, пятнадцать. Потом двигатель выключился, прибыли.

25 июня 2011 года
Провинция Херсон ФОБ Дакота.

Мы прибыли первыми из тех, кто собирался заехать сегодня: два морских пехотинца, три рейнджера и пятеро армейцев-пехотинцев, представитель частной военной компании, один фотокореспондент.
Выпрыгнув из «кунга» на песок, принялся разгружаться. Осмотревшись, заметили указатель с картой.

Тут все четко расписано, где стоят какие палатки, указаны названия «улиц», чтобы бойцы не чувствовали себя оторванными от дома. Палатки Корпуса располагались в дальнем конце ФОБ. Что ж, вперед. Ранец на плечи, баул в левую руку, сумку с винтовкой в правую. Пакет с пивом цепляю пальцами правой руки.  Идти непривычно, сухой песок проседает под ногами.

А вот и палатки Корпуса. На мой окрик отзывается сокомандник. Проходим на голос. Первым делом поприветствовать братьев по роте, потом расположиться на выделенном месте. Небольшой перекур, обмен впечатлениям, новостями и приступаем к обустройству нашей обители.
Палатка, выделенная нам, расположена почти у окраины ФОБ, рядом две точки охраны (блокпосты 7 и Cool. Первым делом решено сделать бруствер из мешков с песком, который бы прикрыл зону отдыха позади палатки, наши братья уже накрыли сеткой. Здесь же расположился стол и три лавки, сооруженные из подручных материалов.

В девятнадцать ноль ноль состоялось построение контингента. Тут были и немцы, и британцы, и французы, даже представители Украины.

Контингент был разношерстный. Однако, основную часть контингента составляли американцы. После построения, Главнокомандующий сил НАТО вызвал к себе руководителей групп: от немецкого, британского, американского и других контингентов. Мы же пошли готовиться к жизни на ФОБе и ждать, что за вести принесут «отцы командиры»(с).

Первый выход с базы, как обычно, ознаменовался глупостью наделенных властью. Назначенный на двадцать три ноль ноль выход с базы, естественно, состоялся на полчаса позже. То не могли согласовать точки на маршруте, то не могли определиться с необходимостью самого рейда. Лично я считаю, что выход группы морпехов в количестве двадцати пяти человек, для так называемого «прохода по точкам», не что именное, как диверсия против собственных коалиционных войск, которую сотворили наши командиры. Какой смысл отправлять четверть сотни бойцов с ФОБ в ночь, лишь для того, что пройти по трем точкам, взятым с потолка? Одна точка оказалась совершенно недоступной, ибо располагалась в густых зарослях кустарника. Однако, приказы не обсуждаются, пришлось выполнять.
В половину двенадцатого группа выдвинулась за пределы ФОБ. В голове рейдовой группы шли морпехи Первого разведывательного, которые осматривали путь на предмет фугасов, растяжек. Остальная группа разбилась на три части: левый флаг и центр был под опекой 2/2 Marines, а правый достался нам 2/1 Marines.
На острие нашего флага шел Касатка, так как он был с ПНВ.

За ним двигался я, позади меня наш новобранец Влад, двое репортеров WTF TV

и замыкали фланговую группу Егор и Игорь.
Блуждание по пескам длилось долго. К сожалению, руководство морскими пехотинцами не удосужилось подумать о своих бойцах, о маршруте, о цели задания вообще,  и повело группы не выбирая дороги. То есть от точки к точке шли напрямую: поднимались на высокие барханы, спускались в ложбины. Песок под ногами не давал расслабиться ни на мгновение. Чуть зазевался и уже стоишь на четырех костях, потеряв равновесие на уклоне. Единственное, что вынесли полезного из этого похода, так это то, что в нашей группе все были готовы к таким нагрузкам. Никто не отставал, все двигались в нужном темпе и параллельно основной группе. Даже командир «Майк два», позывной нашей сводной группы, иногда терял нас из виду, так как искал нас сзади, а мы были все время справа от него.
В конце рейда группа обнаружила четырех Танго, получила приказ из штаба двигаться за ними. Четырех хаджей обнаружили на соседней высоте. Взяли в кольцо, обыскали. У троих не было паспортов, в торбах двоих обнаружились радиостанции, пришлось конвоировать их на ФОБ для выяснения. Здесь была совершена еще одна ошибка, вернее две. Первая – нужно было спеленать хаджей пластиковыми наручниками, но излишняя миролюбивость не позволила это сделать. Вторая – необходимо было идти тем же построением, вставив хаджей в центр группы. Однако, вышли обычной колонной, как следствие, совершенная неготовность к огневому контакту.
Буквально в двух сотнях метров от ближайшего блок поста ФОБ Дакота группа попала под обстрел передовой группы хаджей, оснащенных приборами ночного видения (лично я насчитал три ИК-посветки) и пулемета. Результат ясен: куча трупов со стороны бойцов Корпуса.
Так и завершился первый день в песках провинции Херсон. Утомленные походом, боем, наша группа устроилась на ночлег в выделенной нам палатке, надо было отбыть два часа мертвяка. Спать легли не сразу, какое-то время обсуждали рейд. Вернее его дикость и неподготовленность. Правильнее было бы направить три группы по трем направлениям. Каждая группа шла бы к своей точке, параллельно выполняя задачи по поиску целей. Люди меньше бы устали, затраты времени были бы гараздо меньшими. В общем, командование не совсем отдавало отчет своим действиям в данной ситуации. Списали все это на перводневный сумбур и легли отдыхать.

26 июня 2011
Палатка 6, Рота Fox 2/1 Marines
0420

Нас подняли «по тревоге». В Палатку вбежал морпех из родственного подразделения и сообщил, что на базу совершено нападение. Группа боевиков атакует ФОБ со стороны блокпостов 6, 5 и 4, расположенных у палаток армейцев. Пришлось вставать, быстро натягивать на себя бронежилет, каску и выдвигаться на блокпост 6. Что удивило, так это полное отсутствие постов, такое ощущение, что блокпосты пустовали всю ночь.
Противник перемещался маленькими группами по два-три человека. Укрывался за барханами. Пришлось прижать их парой очередей, а затем выкурить при помощи М203. Спустя пару минут, к нам подтянулись ребята из подразделения морских котиков. Бой сместился левее к блокпостам 5 и 4. Один и боевиков успел добраться до ближайших палаток и стоянки автотранспорта, но его крик «Аллах-Акбар» вскоре затих.
Ложиться спать, уже не было смысла. Предстояло дежурство на блокпосте. Я и Игорь отправились на блокпост номер один. Отдежурили там, дождались смены. Пришли нас менять те же ребята из котиков, что помогали отражать атаку боевиков. Сдав пост, мы пошли в палатку, необходимо было поесть, да и вообще, привести себя в порядок после ночного рейда, утренней обороны базы.
Проверили экипировку, долили воды в гидраторы. Проверили боекомплект. Все приготовили для экстренного старта. Есть время поставить чайник и попить кофейку, полистать журнальчик…

Ближе к обеду нас собрал командующий Корпусом, сообщил, что готовится миссия по отвлечению внимания хаджей и обеспечению проведения конвоя с водой. Задача Корпуса была в зачистке прилегающих к ФОБ Дакота территорий и выдвижение к точке «Беседка», мимо которой проходила дорога. К сожалению Влад не смог пойти на миссию, его привод отказался работать. Жуткий скрежет в гирбоксе говорил о проблемах либо с шестернями, либо с гребенкой поршня. Пришлось парню оставаться дневальным. Но и для него работы хватало. Нужно было наполнить емкости с водой.
 Второй наш боец – Игорь, решил составить ему компанию, заодно заняться подготовкой к обеду. Итак, оставив двоих «на хозяйстве», я и Егор, одели броню. Прикинув, что сейчас день, а было жаркова-то, вернее душно, решили идти налегке, без каски и кителя. Не по стандарту?! Увы, так и есть, но кителю надо было просохнуть после вчерашнего рейда, а каску решили просто не одевать. Собрались и пошли догонять уже покинувший ФОБ отряд морпехов.

Непройдя и пятидесяти метров, мы наткнулись на двух хаджей. Один был ранен в ногу и взывал о помощи, второй – умолял нас помочь его брату. Пришлось задержаться. Пока Егор провел обыск одного хаджа, я осмотрел второго. Ни оружия, ни раций, ни даже ножей. Пока Егор меня прикрывал, я наложил бинт на ногу раненого. Его соплеменник, в знак благодарности, предлагал нам принести «что-то для веселья», но мы отказались. Посматривая назад, мало ли, что у хаджей на уме, мы пошли вслед за бойцами Корпуса. Кстати, хаджу, которого я бинтовал, явно подстрелили морпехи, только что прошедшие здесь. И никто, ни одна сволочь, не остановилась помочь! Хотел поговорить об этом с тим-лидером 2/2 Marines, но решил, что это не мое дело. Я могу отвечать лишь за себя, свои действия и своих ребят.
Нагнав основной контингент морпехов, мы с Егором пошли с ними. Через минут пятнадцать были на высоте, соседствующей с точкой «Беседка». Завязалась перестрелка с защитниками точки. Командир Корпуса воспользовался моим предложением и отправил меня и Егора, дав нам одного пулеметчика и снайпера с М14, в обход. Мы решили растянуть оборону противника, предоставив, таким образом, возможность армейцам и рейнджерам, атаковавшим на правом фланге, отбить транспорт с водой. Хаджи заметили наш маневр, выслали  шесть человек нам наперехват. Замети это, мы ушли еще на полсотни метров левее, укрываясь за барханами и одиноко растущими деверьями. После непродолжительной перестрелки, мы увидели еще подкрепление, спешащее к противнику. Поскольку радиостанция донесла голос командующего, сообщившего о том, что конвой с водой успешно прошел точку и направляется к ФОБ Дакота, мы решили еще сместиться влево, ввязывая противника в бой. Спустя еще минут пять наша группа получила команду отойти, что успешно и было сделано. Сделав три выстрела из М203 и кинув пару ручных гранат в сторону противника, мы отошли под прикрытие соседнего бархана и покинули место боя. Ни раненых, ни убитых с нашей стороны не было. Это лишний раз подтвердило то, что действия должны быть продуманными, а не спонтанными, как было вчера на рейде по пескам. Но на этом испытания не завершились.

На обратном пути, не успели мы отойти и на полторы сотни метров от места боя,  проходя мимо поселения мирных, попали под дождь. Хотя нет, дождь не то слово, которым надо бы назвать этот каприз природы. Из затянутого серыми тучами неба хлынул Ниагарский водопад! Тропический ливень, мать его! Вода лилась как из ведра, при попытке идти со снятыми очками, чтобы хоть как-то видеть путь, глаза заливало сразу. Пришлось водрузить очки и пробиваться сквозь стену дождя и навстречу ветру, прикрывая рукой привод. Бронежилет, униформа, панама просто пропитались влагой. При каждом шаге люверсы на ботинках выталкивали две струи воды. Приходилось идти, глядя строго себе под ноги. Благо накатанные колеи в песке еще были видны.
Добравшись до ФОБ, мы первым делом сняли все мокрое, выпили горячего чая и легли немного отдохнуть, пока шел ливень. Спать не хотелось. Весь оставшийся день дождь то припускал снова, то затихал. Ребята из Кишинева, корреспонденты WTF TV, запустили на ноутбуке «Поколение убийц» и все с удовольствием посмотрели несколько серий это сериала от НВО. Мне даже удалось дремануть минут тридцать-сорок.

После того, как стихия сошла на нет, наш ФОБ посетили местные торговцы. Предлагали сигареты, напитки, батарейки, фрукты и прочие товары. Напитки разошлись. Торговля шла у главного въезда базы.

Вечером пришлось разводить костер, сушить промокшие вещи. Тут снова надо сказать слова благодарности ребятам из WTF TV, которые и дрова понатаскали, да и постоянно подбадривали нас. Китель и футболка просушились быстро, а вот штаны и ботинки… На базе можно было увидеть бойцов в касках, бронниках, с приводами, но в совершенно неуставном виде – нижнем белье.

Вечер этого дня прошел без приключений. Многие созванивались с домом, ужинали, чистили привода, сушились. Ужинали сухими пайками, слушали музыку, рассказывали истории, пили чай и кофе.

А ночью базу обстреляли из минометов. Благо потерь не было…

0500

Снова нас разбудил посыльный и сообщил, что командующий Корпусов вызывает всех морпехов на первый блокпост. Подошло время морпехов охранять периметр и дежурить на блокпостах.
Нашей группе достался восьмой блокпост, располагавшийся в двадцати-тридцати метрах от нашей палатки. Я и Игорь отправились на пост, дав Владу и Егору еще время поспать. Мы прихватили с собой зубную пасту, щетки, пакеты сухпайков.

Пока мы с Игорем стояли «на часах», проснулись Влад и Егор, принесли нам горячий чай. Затем подошли фотографы из WTF TV, которые были закреплены за нашей ротой.

Фотографируясь, обсуждая события прошлых суток, мы и не заметили, как подошли ребята из бундес коалиции, наша смена на посту. Сдав пост, сделав несколько общих снимков на память, мы все пошли в палатку.

День шел спокойно, пока командующий Корпусом не собрал всех и не оповестил, что морпехам поручается очистить прилегающую к базе территорию от шастающих наблюдателей хаджей. Наша группа погрузилась в ГАЗ66 вместе с Первым разведывательным и была отправлена в тылы наблюдателям, а основные силы Корпуса пошли на зачистку цепью.

Катание в душном «кунге», высадки и посадки окончились возвращением в лагерь….как выяснилось, группа армейцев, рейнджеров и морских котиков уже заняли точку «Беседка» и ждут морпехов для помощи в атаке на лагерь повстанцев из Армии Махди.

Выдвигались тремя группами, первыми ушли пешие бойцы, морпехи 2/2 Marines. Они направились кратчайшим путем к занятой высоте. Затем ГАЗ66 принял на борт двух пулеметчиков из 2/2 Marines и группу морпехов Первого разведывательного. Наша 2/1 Marines разместилась в кузове пикапа французских спецов и вместе с ними выехала следом.

Несколько минут ездs по барханам. Остановка. Впереди, за соседним барханом группа хаджей не дает пройти морпехам. Три выстрела из М203 решили эту проблему. Путь чист. К точке «Беседка» уже шли пешком, оставив джип французов.

Потом был штурм лагеря повстанцев. Недолгий для нас. Морпехи всегда идут туда, где тяжело. Вот и мы, втроем, пошли вперед, видя что впереди идет бой. Не дожидаясь, когда армейцы и парашютисты пойдут следом. Морпехи начали теснить противника в лес. Нескольких повстанцев отправились к Аллаху. Но упавшие нам за спину две гранаты не оставили шансов выйти из этого боя живими…

Уже «Грузом 200» мы были доставлены на базу, где отбыли свои два часа «мертвяка». Успели передохнуть, перекусить, послушать радио и даже выпить горячего кофе с сигаретой.

Вечер, около 1830

Над базой пронесся крик: «Хаджи идут! Все в ружье!» Наша команда, в которой осталось три боеспособных бойца, молча одела бронежилеты, рассовала по подсумкам магазины и гранаты и отправилась на первый блокпост. Как оказалось, Влад не стал отсиживаться в палатке, одел бронежилет, взял ручные гранаты и пошел следом за нами.
Примчались на первый блокпост. Взору открылась эпическая картина: к ФОБу шли группы боевиков, все вооружены, чуть в отдалении, к базе приближался бортовой ГАЗ66, в кузов которого был установлен ДОТ с поворотной башней.

Мы сместились к блокпосту слева, по-моему одиннадцатый, там был лучше обзор, да и братья морпехи обосновались там. Первым делом было решено подпустить ближе передвижной ДОТ и подорвать автомобиль из М203.
Арабы начали атаку. Крики, вопли смешались со звуками выстрелов. Одновременно сработали дымы, застилая пространство перед ФОБом густым белым дымом.

Хаджи хотели скрытно подобраться к позициям защитников ФОБ. В ответ заработали привода контингента. То и дело, то справа, то слева раздавались выкрики: «Пусто! Меняюсь!». Быстрые перезарядки приводов и огонь продолжался. Заградительный огонь сделал свое дело. Дым начал редеть. Основная цель подошла на дистанцию уверенного выстрела. Одновременно сработали два М203.

Один из зарядов угодил по кабине ГАЗ66. Автомобиль остановился, однако ДОТ продолжал обстреливать позиции бойцов коалиционных сил. Пришлось переключиться на воинов Аллаха, которые приближались к базе. Потери были с обоих сторон, но у защитников ФОБ было преимущество: высота, на которой расположен ФОБ и укрытия из мешков с песком, позволявшие спокойно вести боевые действия.
На гребне бархана, что прямо перед ФОБ Дакота, появился щит, сквозь который кто-то из хаджей начал поливать позиции бойцов коалиции. Выстрел из М203 и пара точных очередей, погасили эту точку противника. В пылу боя прилетело и мне. Пришлось звать медика, ждать пока перевяжут руку. Благо медик оказался неподалеку, но ждать пока он намотает весь бинт на руку – просто невыносимо.
Бой у ФОБ продолжался. Снова, вопреки ожиданиям, вперед двинулся ГАЗ66 с ДОТом. И снова он был остановлен прямым попадаем из М203. Бой ушел на фланги, прямо перед нашим блок постом оставались еще небольшие группки хаджей, которые обстреливали наши позиции. Слева от нас работали немцы, справа армейцы и рейнджеры. Было уже ясно, что атака на ФОБ захлебнулась. Из-за первого блокпоста не видно, что происходит с ГАЗ66 и ДОТом, слышно было лишь то, что автомобиль снова взревел двигателем, но спустя минуту умолк.
И в этот момент, морпехи решили пойти в контратаку. С криками «Морская пехота, вперед, в атаку!» бойцы Корпуса поднялись из-за укрытий и побежали вниз, навстречу противнику. Всей этой контратаки я уже не смогу описать, так наша 2/1 Marines первой спустилась вниз, первой приняла бой внизу. Я и Егор получили свои «два квадратных метра». Одели белые повязки и пошли досматривать бой уже как «трупы». Но главное, что противник уже был остановлен. Фронт базы был чист.
Хаджи прорвались на левом фланге, но были остановлены уже внутри базы у первых палаток. Справа же, атака полностью захлебнулась.

ФОБ Дакота, центральная площадь
Вечер, около 1930

Затем было построение. Поздравления от организаторов. Теплые слова в адрес противника, соратников. Составления списка заказа для отмечания окончания проекта. Ожидание приезда транспорта с заказом. Ночное гуляние, общение, костер…

А утром следующего дня был сбор палатки, личных вещей, переброска в Кэмп Дезерт и… путь домой.

Что хотелось бы сказать, в целом, наверное, что в страйкболе нет победивших и проигравших, есть те, кто учувствуют в проекте, кто делает фан себе и другим. Совершенно не важно, какое количество бойцов противника ты убил, сколько раз убили тебя. Не имеет значение у кого «круче» форма и экипировка. Самое главное – удовольствие от игры и можно сказать с уверенностью: недовольных прошедшей игрой – единицы. И даже эти единицы, скорее всего, приедут на следующий «Ирак» в следующем году, ибо пустыня – это наркотик. Она притягивает, зовет, вдохновляет. Прошли уже двое суток с момента окончания игры и приезда домой, а я  все еще мыслями там…в песках…в Ираке.

P.S. Огромное спасибо все фотографам и видеооператорам, которые предоставили снимки нам на память и для всеобщего обозрения. Отдельное спасибо кишеневским WTF TV.